Заметка о том, как я звук микрофона настраивал (Element + bx_stereomaker + bx_digital V3 + bx_panEQ + TBTECH Cenozoix Compressor + Jabra Evolve2 85, будь она неладна).
TL;DR: не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (c), особенно если руки далеко не самые прямые, да и точка их крепления к телу отвечает скорее фольклорной анатомии, нежели медицинской.
Первый сетап
Началось всё ещё в прошлом году. Когда мы переехали в Рустави, я столкнулся с проблемой жары: кондиционера в комнате, из которой я веду сессии, не было, а заклеивание окна фольгой помогло лишь отчасти.
Вот тогда-то я стал использовать вентилятор, чтобы создать хоть какую-то иллюзию комфортной прохлады. Но довольно быстро проявилась проблема: собеседники выражали недовольство адским шумом, который этот вентилятор вносил в транслируемый им сигнал.
Тогда я не стал особенно задумываться и поставил Krisp, который вполне справился с этой проблемой. Вот только есть у него один достаточно неприятный недостаток: он сто́ит 12 долларов США в месяц, что, вроде, не слишком много, но за год как-то напрягает.
Я довольно долго откладывал в никогда-нибудь идею что-то с этим сделать, но недавно всё же вытащил её из бесконечного бэклога.
Помимо платности (хуже — подписки) шумового фильтра была ещё одна проблема: в относительно холодное время года, когда сидеть с открытым окном вполне комфортно, неприятные ощущения доставляют звуки проезжающих автомобилей.
Конечно же, трасса под окном — это в какой-то мере удобно (можно сильно меньше параноить насчёт конфиденциальности), но с другой стороны, это навязчивый средне-низкочастотный шум, который через мою открытую гарнитуру проникает прямо в мозг и делает меня ещё менее эффективным.
В общем, в какой-то момент стало понятно, что так жить нельзя, и я попытался что-то изменить.
Второй сетап
Первым делом на ебее была закуплена занедорого (относительно, конечно) б/у-шная гарнитура Jabra Evolve2 85. Почему выбрал её?
В первую очередь — за формфактор (окружающие уши амбушюры для меня удобнее любого другого варианта, именно поэтому не приобрёл гарнитуру 75-й серии).
Во вторую, за наличие активного шумоподавления. До этого никогда не имел дела с подобными устройствами, но каким-то образом сформировал ожидания относительно того, что с этой штукой может быть получше (спойлер: отчасти так оно и оказалось).
А вот с микрофоном всё оказалось гораздо более замороченным. Точнее — с микрофонами. Их там 10 (прописью: десять), чем производитель очень гордится.
Кстати, именно [ожидаемое] качество микрофона оказалось для меня решающим фактором при выборе в пользу этой модели против основного конкурента — Bose QuietComfort 35, которые тоже можно, имея хотя бы минимальное терпение, найти на вторичке по достаточно скромной цене.
Так вот, микрофонов десять, а толку с них, как оказалось, примерно ноль.
Не знаю, баг ли это конкретно моего устройства (встречал описание каких-то похожих кейсов в Сети, и описания их подозрительно заканчивались сообщением сотрудника Jabra с просьбой куда-то там позвонить), или же они все такие (есть сторонники и у этого мнения), но факт остаётся фактом: собеседники мои оказались очень недовольны подобной заменой.
По их словам, звук был, во-первых, слишком тихим, а во-вторых, каким-то совсем уж невнятным.
Любой нормальный человек, конечно же, либо достал бы старую гарнитуру, либо один из двух имеющихся стационарных микрофонов и стал бы использовать для работы их, но рациональное поведение, кажется, не мой конёк.
Я решил пытаться настроить эту фигню так, чтобы ей хоть немного можно было пользоваться.
В первую очередь отключил фирменный донгл (Jabra 380), перепривязав к штатаному Bluetooth ноута. Удивительно, но после этого в стандартной утилитке Audio MIDI Setup появилась возможность задать бо́льшую громкость микрофона (чего не получалось сделать со штатным «свистком», в том числе с использованием фирменной программы Jabra Direct).
После этого жалоб на громкость стало несколько меньше. Но оставалось ещё «качество звука», которое тоже, судя по впечатлениям собеседников, оставляло желать лучшего.
Я у мамы не звукарь, поэтому понятия не имею, как такое фиксить. Решил воспользоваться старым дедовским способом — цепочкой VST-плагинов.
Но обычно я сталкивался с их использованием во всяком тяжёлом софте вроде Adobe Audition или хотя бы GarageBand / Metastage. Заморачиваться такими монстрами не хотелось, поэтому я полез искать достаточно легковесный VST / UA host.
Перепробовал кучу разных (включая родной яблочный AU Lab, а также популярный Hosting AU), в итоге остановился на Element. Он сразу заработал, подхватил плагины, не вылетал в процессе и был понятен даже мне.
Но сам по себе VST / AU хост не делает со звуком ничего, он нужен только для того, чтобы к нему подключить соответствующие плагины.
Какие именно? Я перепробовал разные, остановился на следующем наборе (настоящие специалисты наверняка сочтут это кринжем, но я не особенно шарю):
0. Это даже не плагин, но пусть будет тут в качестве нулевого пункта: копируем левый моно-канал от микрофона в правый канал стерео.
Да, стрёмное решение, серьёзные дядьки так не делают, но нам нужно хоть что-то в правом канале (в моно-режиме он пуст), иначе всякие «стереоэффекторы» и «преобразователи моно в стерео» работать не будут. По крайней мере, те, что я опробовал.
Почему сразу не писать в двухканальном режиме? Ограничения Жабры. Вроде как, она это — переход в одноканальный режим как микрофона, так и динамиков — делает для экономии трафика, иначе, якобы синий зуб не потянет столько передавать (кажется, оно может даже быть правдоподобным с учётом ограничения скорости BT 5.0 в 2 Mbps).
1. Полученное загоняем в bx_stereomaker. Это та самая штуковина, которая сделает нам хоть какое-то недостерео.
Долго не мог понять, почему она не работает, но потом как раз таки заметил, что при включении микрофона гарнитура переходит в одноканальный режим, и второй канал, который я, собственно, настраиваю, просто не попадает на наушники.
2. Оттуда передаём звук в bx_digital V3. От него используем фактически только кусок с эквалайзером, чтобы сделать «яму» в средних частотах, поскольку именно на этот кусок приходится очень характерное для сочетания этого микрофона и моего голоса мерзкое свистящее шипение на шипящих согласных.
Кажется, тестовая фраза «шипящщщщие шшшипят» будет мне сниться ещё какое-то время, я нефигово так задолбался убирать эту фигню, пытаясь не оглушить общее звучание слишком сильно фильтрами и компрессорами.
De-Esser‘ ов я, кстати, перепробовал довольно много, ни один не дал сколько-нибудь приемлемого результата. Интересно, это микрофон кривой, моя дикция или просто языковые особенности?
3. Далее — bx_panEQ. Это такая удобная штука для настройки стереопанорамы. Выбираешь частоту, которую хочешь разнести / заузить в «пространственной картине», и подтягиваешь соответствующие ползунки:
Я, честно говоря, не смотрел, что там зумовские / скайповские / другие кодеки делают со стереораспределением, но мало ли, вдруг будет созвон с кем-то, кто использует такой набор софта / оборудования, где это всё будет слышно. На локально подключенных открытых наушниках разница есть.
4. Ну, а дальше — TBTECH Cenozoix Compressor. Он нужен, собственно, для компрессии: сужения динамического диапазона сигнала, то есть для уменьшения разницы между самыми тихими и самыми громкими звуками (ведь это просто онлайн-звонок, там скримеры не требуются: психотерапия и без того достаточно ужасна и болезненна).
До него мне понравился эмулятор оптического компрессора bx_opto, но он добавляет слишком много «аналогового шума», вычистить который я так и не смог.
Кстати про шум: по-хорошему надо бы в самое начало воткнуть шумодавилку.
Или даже несколько. Но проблема в том, что единственная штука, которая по факту не вносила адскую задержку и / или искажения — это Accentize VoiceGate (ну, и, возможно, Accentize DxRevive, но её я намного меньше тестировал).
С другими решениями, включая Wave Clarity VX и Supertone Clear ничего подобного добиться не удалось. Из двух упомянутых первый скорее создавал слишком сильную задержку, а второй более склонен «съедать» слишком много — не только по частотам, но и вообще вставлять лакуны, когда всякий дребезжащий мусор прилетает на вход.
Поэтому фильтрация в схеме реализована только в форме пространственного расположения (и, хочется верить, некоторой направленности хотя бы части из этих пафосных десяти) микрофонов (ну, типа там основная «лапка микрофона» возле морды, и не ловит, по идее, шумы из окна) и некоторой минимальной фильтрации по частотам.
Но, вроде бы, шума нет (естественно, тестировал на разных людях в условиях повышенного зашумления рабочего места и с отключенными стрёмными шумодавами видеомессенджеров).
Так вот, продукция Accentize мне понравилась (не реклама), но сто́ит она столько, что вся затея начинает стремительно терять остатки экономической целесообразности (а [не]хорошие люди из MORiA или других группировок эти штуки не зарелизили).
5. Как и нулевой пункт в данном списке, эта программа не является VST-плагином, но она нужна для того, чтобы вся цепочка работала. Дело в том, что Element умеет принимать и отправлять звук только с использованием устройств.
Например, она может принять звук с микрофона и отправить его на наушники. Но нам нужно не это, нам нужно отправить его в Zoom / Skype / Jitsi. Решением является создание «виртуального устройства» — сущности, которая выглядит как устройство (в данном случае — микрофон), но при этом физически устройством не является (а является программой, способной имитировать поведение устройства).
Лучшим решением, на мой вкус, на момент написания текста является Loopback от Rogue Amoeba, но он довольно дорог.
Кстати, раз уж заговорили о них, то стоит упомянуть и Audio Hijack — более удобную и стабильную альтернативу Element’ у (в контексте данной задачи, так-то Hijack много чего ещё умеет).
Так вот, вернёмся к виртуальным устройствам. Средств для их создания под Mac OS не так много: помимо устаревшего Suoundflower и упомянутого выше Audiohijack следует отметить SWB Audio App и BlackHole.
Последняя показалась мне намного более стабильной, её и использовал.
То есть звук снимается с микрофона гарнитуры, идёт по конвейеру плагинов в Element, после чего подаётся в виртуальное устройство Blackhole, которое уже́ в свою очередь устанавливается в качестве микрофона в Zoom / Skype / остальных приложениях для созвонов.
Стоило ли оно того?
Если пытаться ответить разумно, то, вероятно, нет. Можно было купить простейший микрофон (пусть даже и конденсаторный) и закрытые наушники поплотнее. Наверное, звук для собеседников был бы (как минимум) не хуже.
Активное шумоподавление — штука практичная, хотя и не делает идеальную тишину (как любят показывать в обзорах), с трафиком (и особенно безглушительными мо́лодцами на ржавых корытах) она справляется далеко не полностью.
Опасался, что будет голова болеть, но нет, всё ОК. Да и вообще по удобству гарнитура действительно хороша: лёгкая, достаточно компактная, на области вокруг ушей давит не слишком сильно).
Жаль только, что с микрофоном такая херня, но, кажется, это уже́ не является проблемой. Ну, а тонна тревожки и дохреналион часов, потраченных на это, надеюсь, отобьются сэкономленными нервами собеседников (если, конечно, после всех моих «подкручиваний» звук не стал хуже, чем был).
UPD. Jabra Link 380
Неожиданно после какого-то очередного обновления Макоси, софта самой Жабры и перетыкивания донгла микрофон стал работать нормально без вышеописанных извращений с VST.
С одной стороны, радует. С другой, досадно, что сразу так не получилось. Но сколько-то месяцев вышеописанная конструкция работала, поэтому текст о ней удалять не буду.
Виталий Лобанов
Достаточно скептически относится к психологии и смежным дисциплинам, искренне считая, что имеет на это все основания.
Не имеет определённой профессиональной принадлежности, одинаково не доверяя гештальтистам, КПТ-шникам, психоаналитикам и даже бихевиористам. Однако в работе считает возможным использование наработок из любых (ну, может быть, кроме совсем уж эзотерических) направлений.
Имеет опыт пребывания в психиатрическом стационаре, с последующим самостоятельным преодолением последствий этого самого опыта. Работает онлайн, иногда пишет довольно упоротые тексты на этом сайте.
Запись на консультацию к Виталию доступна по ссылке: bootandpencil.com/schedule-appointment/