Аутентичность можно без большой потери смысла определить как способность (и следующее за этой способностью актуальное действие) не врать себе ни на одном из осознаваемых уровней в сочетании с деятельным стремлением к увеличению их («слоёв психики», доступных для анализа) количества.
Аутентичность — достаточно дорогая штука. Психические защиты не просто так закрепились в ходе эволюционного отбора: постоянное пребывание в контакте с экзистенциальным пиздецом раздолбает любую психику, сколь бы устойчивой она ни была.
В некотором смысле аутентичность противоположна адаптивности: не идеологически, а скорее консеквенциально. В мире розовопоняшных теоретических рассуждений эти штуки вполне могут сочетаться, однако в том пространстве, которое мы привыкли называть конвенциональной реальностью, довольно часто бывает так, что одно автоматически исключает другое.
Проявляется это противоречие не только на уровне эмоционально важных решений, но и в самых элементарных, можно даже сказать — «бытовых» — вопросах.
Взять, к примеру, этот текст: он достаточно честный и отражает позицию автора. Но является ли он действительно аутентичным? Нет: это явно не то, о чём хочется сказать. Точнее, не так: говорить вообще не хочется.
Но есть задача — раскрутить соцсети, есть определённые требования к формату (размеру текстов, частоте их публикации), продиктованные конъюнктурой рынка, и есть базовые потребности, которые в нашем околокапиталистическом обществе можно удовлетворят только при наличии ресурсов (денег, власти и т.п.).
Потому и приходится «продавать душу дьяволу» и подстраиваться под формат. Аутентичность — дорогая штука, зачастую плата за неё — ресурсная состоятельность, а то и (простите за пафос) сама возможность выживания.
И к сожалению, хороших решений этой дилеммы — адаптироваться или сохранить эту странную шутку — для некоторых людей просто нет.
Что ж, будем пытаться реализовать плохие, завывая от отчаяния в подушку по ночам и делая вид, что так и надо. Но в целом постараемся сделать так, чтобы связанные с «Ботинком и карандашом» площадки не скатились в унылую слащавость и сохранили хотя бы немного честности.
Виталий Лобанов
Достаточно скептически относится к психологии и смежным дисциплинам, искренне считая, что имеет на это все основания.
Не имеет определённой профессиональной принадлежности, одинаково не доверяя гештальтистам, КПТ-шникам, психоаналитикам и даже бихевиористам. Однако в работе считает возможным использование наработок из любых (ну, может быть, кроме совсем уж эзотерических) направлений.
Имеет опыт пребывания в психиатрическом стационаре, с последующим самостоятельным преодолением последствий этого самого опыта. Работает онлайн, иногда пишет довольно упоротые тексты на этом сайте.
Запись на консультацию к Виталию доступна по ссылке: bootandpencil.com/schedule-appointment/