Для начала следует определить, что именно мы будем понимать под словом «кинк», ведь термин этот можно трактовать достаточно широко: от «любых немейнстримных сексуальных практик» до конкретных типов мероприятий, организованных вокруг контекста эротического и сексуального.
Начать, вероятно, имеет смысл поговорить с первой трактовки. Здесь вообще странным выглядит некое «особое» отношение к «немейнстримному» — как со стороны противников («обколются своими грофами, а потом кинкают друг друга в трансперсональное по подъездам»), так и со стороны сторонников («ванильный секс и сеском-то не является»).
В целом позволю себе достаточно сильное утверждение: не так уж много людей в принципе занимаются сексом (да и то, как гласит известная шутка, все они — сексологи, и делают это, когда пилят исследования по сексологии).
Сложно привести достаточно серьёзные доказательства (не на психоаналитиков же ссылаться), но я считаю, что большинство взаимодействий, которые формально можно назвать коитусами, в психологическом смысле «сексом» не являются: в том смысле, что в эмоциональной / символической сфере там не про половой акт с Другим(и), а обслуживание собственной инфантильной травматики.
Можно, конечно, сказать, что секс — это оно и есть, но тогда разница между «мейнстримом» и «кинком» скорее в словоупотреблении и сущностую дифференциацию провести не получится.
Если согласиться с предположением о том, что том формате, который мы привыкли называть сексом, есть немалая (а то и основная) доля не-сексуального и не-эротического (но эта доля не определяет явление полностью), то некое разделение становится возможным.
Классические практики (не всегда, но часто) — это про более успешную интеграцию социокультурных шаблонов (можно даже предположить какую-нибудь умеренную корреляцию с уровнями первичной и вторичной социализации).
Кинк в вышеозначенном расширенном трактовании — это про отход от социализации ради… социализации.
Не найдя [вызывающего достаточный эмоциональный отклик] способа замиксовать инфантильные анаклитические потребности («недоглаженность в детстве»), иерархические притязания, потребность в слиянии и поглощении и прочие интересные штуки, в рамках «ванили», некоторые люди используют специфические формы сексуального взаимодействия.
Важная фишка в этом всём — организованность и структура. По моим наблюдениям (стрёмный источник, ага), среди практикующих кинк (специально беру тут корявую зонтичную формулировку) достаточно много людей с пограничным уровнем организации личности, имеющих напряжённую динамику отношений с бесструктурностью: с одной стороны, структура пугает их возможностью потери той небольшой субъектности, которая есть, с другой, отсутствие структуры грозит уходом в психотическое.
А кинк (или, по крайней мере, некоторые практики, которые к нему относят) в этом смысле хорош: он специфически-погранично не структурирован (можно всё), но структурирован (в специально отведённом месте и при соблюдении довольно жёстких ограничений).
Тут ещё следует добавить, что социализация в рамках активностей, относимых к кинку как явлению, может быть более простой чисто технически: я вполне себе представляю, куда мне пойти, если захочется BDSM-а или pony play’а, есть сообщества, есть конкретные локации (вот бы сюда ссылку рекламную вставить и бабла срубить!), есть амбассадоры, у которых можно спросить и т.п.
С «ванилью» для многих всё сложнее и непонятнее (нет, «Тиндер» нифига не альтернатива, если только ты не имеешь высокого уровня соответствия социальному канону привлекательности).
Немалая доля практикующих нечто подходящее под широкую трактовку кинка (из тех, с кем мне доводилось общаться) удовлетворяют там именно потребность в социализации: просто потому, что существуют понятные и достаточно психологически безопасные способы реализации каких-то форм сексуальной и эмоциональной близости.
И напоследок стоит сказать о символической стороне вопроса: в этом смысле я поддерживаю фрейдистов, утверждающих, что конкретика в половом акте — это очень часто не про физиологические ощущения, а про символический смысл.
Я не сторонник стереотипных трактовок вроде утверждений о том, что оральный секс в пассивной позиции — это обязательно про тотальное подчинение, а, например, анальный в активной — это строго про власть и доминирование, равно как не поддерживаю стереотипы, к примеру, о том, что нижний в BDSM — это обязательно властный владелец крупной корпорации или генерал армии в жизни.
Как и в случае свободных ассоциацих и (прости нас, Поппер) толковании сновидений, символизм здесь прям жиром с экрана течёт, вот только трактовать (простраивать семантические ассоциативные связи), если мы хотим, чтобы они были хоть немного корректными, должен сам субъект, а не внешние толкователи.
Однако мне не хотелось бы создавать впечатление о том, что практикующих нечто специфическое в сексе я считаю в каком-то смысле «более осознанными», «более глубокими» или вообще в любом смысле «более хорошими», чем тех, кто реализует исключительно классические формы взаимодействия.
Фишка «кинка» как общей категории как раз в том, что там можно достаточно эффективно делать карго-культ, отрицая сам факт делания карго-культа («мы тут такие продвинутые, сексимся на портреты Кьеркегора в стиле арт-брют, а вы беспонтовое миссионерское быдло»).
Не скажу, что только там оно так, просто это удобный инструмент: отрицать догмы социальной системы, но при этом иметь все их фишки (не так ведь важно, к каким именно догмам пристроиться, они все примерно одинаковый список ништяков дают) — это удобно.
И нет, в ванильном сексе нет ничего, что карго-культу бы припятствовало: там его тоже чуть менее, чем дохрена.
Рискну сделать довольно смелое заявление: возможно (ну, так, просто в качестве предположения), склонность к «каргокультизму» вообще определяется не предпочитаемыми способами участия в половых взаимодействиях, а чем-то ещё.
Виталий Лобанов
Достаточно скептически относится к психологии и смежным дисциплинам, искренне считая, что имеет на это все основания.
Не имеет определённой профессиональной принадлежности, одинаково не доверяя гештальтистам, КПТ-шникам, психоаналитикам и даже бихевиористам. Однако в работе считает возможным использование наработок из любых (ну, может быть, кроме совсем уж эзотерических) направлений.
Имеет опыт пребывания в психиатрическом стационаре, с последующим самостоятельным преодолением последствий этого самого опыта. Работает онлайн, иногда пишет довольно упоротые тексты на этом сайте.
Запись на консультацию к Виталию доступна по ссылке: bootandpencil.com/schedule-appointment/