В близких отношениях достаточно легко начать тревожиться: а вдруг не получится, а вдруг партнёр найдёт кого-то намного лучше, а вдруг не удастся дать близкому человеку то, что ему нужно, а вдруг он вообще окажется не таким уж и близким, и не даст нужного мне?
Разумеется, это не все поводы для опасений, но полный список был бы слишком длинным, чтобы его привести здесь.
Тревога неприятна, она мешает жить, она мешает спать, она отравляет чувства, она обесценивает переживания, заставляя фокусироваться на будущих неудачах и прошлых ошибках.
И так хочется от неё избавиться. И взять ситуацию под контроль. И партнёра, конечно же. Ведь я-то сам себе плохого не сделаю, это он, Другой, который не-я, может внезапно куда-то свалить или чего-то натворить.
Но можно ограничить его манёвры, сузить коридор возможностей: если быть достаточно требовательным, занудным, агрессивным и манипулятивным, можно заставить партнёра делать всё оптимальным образом.
И тревога уйдёт.
Ведь когда я управляю не только собой, но и Другим, внезапность невозможна. И тем спокойнее, чем точнее управление, — чем меньше у Другого самостоятельности, автономности.
Пульт управления дарит мне успокоение. Вот только почему-то становится скучно и пресно.
Да, манекен никуда не денется. Даже если колёсики и моторчик приделать.
Но, к сожалению, он и удовлетворять-то толком не сможет: тех счастливчиков, кому достаточно манекена, мало, им не грозит попасть в эту ситуацию.
Реальный ущерб объективизации и обесценивания партнёра в отношениях — не в этических заморочках, а в том, что толку с подчинённого и низведённого до функции партнёра — примерно как и с любого другого бытового устройства.
Стол или рукомойник вряд ли уйдёт к соседу. Но и сколько-нибудь интересных переживаний и насыщающих эмоций вряд ли подарит.
Виталий Лобанов
Достаточно скептически относится к психологии и смежным дисциплинам, искренне считая, что имеет на это все основания.
Не имеет определённой профессиональной принадлежности, одинаково не доверяя гештальтистам, КПТ-шникам, психоаналитикам и даже бихевиористам. Однако в работе считает возможным использование наработок из любых (ну, может быть, кроме совсем уж эзотерических) направлений.
Имеет опыт пребывания в психиатрическом стационаре, с последующим самостоятельным преодолением последствий этого самого опыта. Работает онлайн, иногда пишет довольно упоротые тексты на этом сайте.
Запись на консультацию к Виталию доступна по ссылке: bootandpencil.com/schedule-appointment/