Вопрос из контент-плана, и сформулирован он странно: можно подумать, если сидеть на месте удаётся, то что-то глобально поменяется.
Отдых — вообще странная фигня, с которой совершенно непонятно, что делать.
Кажется, есть некий консенсус в словоупотреблении: отдыхом считаются (и тут вроде бы нет каких-то глобальных споров) деятельность / процесс, в результате которого на выходе (или некоем отрезке после) человек имеет большее количество ресурсов (эмоциональных, в первую очередь), чем до.
Классическим примером отдыха можно назвать сон. Если своевременно и удачно поспать, то (в среднем) состояние будет лучше, чем если нет.
Наверное, туда можно отнести еду, секс и прочие физиологические штуки (просто по определению).
Однако есть и другой контекст употребления этого слова, где «отдых» — это некая активность, деятельность, которая не сон и прочие формы пассивного времяпрепровождения: разные люди относят сюда совершенно разные вещи — алкогольные возлияния, спорт / физкультуру, арт-проекты, путешествия и т.д.
Вот этот пласт мне абсолютно непонятен: как от всего этого можно запитаться ресурсами (силами, «психической энергией» в том смысле, в котором о ней говорят психиатры) — совершенно неясно.
Однако вернёмся к вопросу. Вообще говоря, «если вы ни минуты не можете усидеть на месте», вам, вероятнее всего, следует думать не об отдыхе, а о том, чтобы попросить своего психиатра как-то скорректировать лекарственную схему, чтобы не было такой адской акатизии / ажитации.
Если предполагать, что в вопросе на самом деле содержится отсылка к состоянию повышенной тревоги, то тут, опять же, отдых — не основное, надо с тревожкой что-то делать (слишком большая тема, поэтому тут тоже ограничусь формальным посыланием к компетентному специалисту).
Да, и то, и другое может быть исправлено в т.ч. отдыхом (обычно не самим по себе, а в сочетании с психо- и / или фармакотерапией), но точность в целеполагании важна.
А вообще, способность к отдыху за пределами его физиологического понимания (т.е. когда это не про «поесть, подрочить, поспать и поплакать») — штука, которая есть далеко не у всех.
И чем более «нарушенной» (простите, заимствую у психиатров этот термин) является психика, тем меньше вероятность того, что она сможет «отдыхать».
Сложно поверить в то, что походы на байдарках чем-то наполняют, если просто встать и дойти до кухни для тебя почти непреодолимая задача.
Сложно получать / восстанавливать когнитивные ресурсы, решая математические / шахматные этюды, если когнитивка просела, и сопоставить оставленный включённым утюг и возгорание в комнате — непосильная в своей нелинейности задача.
Обычно в подобных случаях ставить обучение отдыху в качестве цели терапии — бессмысленно.
Там другие, более базовые вещи (вроде глобальных проблем с ощущением безопасности) надо сначала фиксить, а потом уже про отдых думать (хотя он и мог бы стать хорошим средством помощи в решении этих базовых задач, но пихать рекурсивно результат в методологию [в общем случае] — отстойная практика).
Виталий Лобанов
Достаточно скептически относится к психологии и смежным дисциплинам, искренне считая, что имеет на это все основания.
Не имеет определённой профессиональной принадлежности, одинаково не доверяя гештальтистам, КПТ-шникам, психоаналитикам и даже бихевиористам. Однако в работе считает возможным использование наработок из любых (ну, может быть, кроме совсем уж эзотерических) направлений.
Имеет опыт пребывания в психиатрическом стационаре, с последующим самостоятельным преодолением последствий этого самого опыта. Работает онлайн, иногда пишет довольно упоротые тексты на этом сайте.
Запись на консультацию к Виталию доступна по ссылке: bootandpencil.com/schedule-appointment/