Хочется написать об одном очень изощрённом способе инвалидации. Пишу.
Думаю, многие травматики сталкивались (и, к сожалению, продолжают сталкиваться) с ситуацией, когда внешние контрагенты требуют от них невозможного (или просто очень дорогого по ресурсам), аппелируя к предыдущему опыту.
Поясню на примере. Алисе очень сложно что-то сделать (выбраться из дома, написать текст, найти новую работу, выйти из созависимого союза — тут много вариантов, жизнь разнообразна и изобретательна в подкидывании разного геморроя).
Алиса нечеловеческими усилиями собирается [, тряпка] и делает: через боль, самоповреждение, суицидальный риск и прочие ништяки. Просто потому, что надо. Нет, не то «надо», когда «это просто когнитивные искажения», а реально надо. Вот прям действительно и на самом деле.
Зачастую после такого от Алисы совсем мало чего остаётся, но никто этого не видит и не знает: Алиса правдами-неправдами, диссоциациями, бредовыми концепциями, деструктивными импульсами — на войне все средства хороши — вылезла и даже сумела сохранить внешнюю адекватность (попробуй её не сохрани — сожрут же, желающих много).
Она — молодец (без сарказма и обесценивания), она крутая, она сделала.
А потом она встречает Боба. Не в смысле «ах, встречает, всю жизнь мечтала», а просто встречает. На работе. Или дома. Или ещё где.
И Боб говорит: «Алиса, какого хрена ты не (вышла из дома ещё раз | написала новый текст | сменила работу | разорвала созависимость с Евой)?!».
Алиса закономерно пытается апеллировать к тому, что это пиздец, и ресурсов на такой подвиг не просто нет, но и не предвидится ни в каком из сколько-нибудь реалистичных сценариев, на что получает: «Но вчера же ты сделала! Так и сегодня сделай!».
И вот тут всё — коммуникативный коллапс. Объяснить такому Бобу, что «вчера ≠ сейчас», что всё было потрачено на предыдущую попытку, и вторую просто не на что осуществлять, — совершенно бесполезно.
И ладно, если Боб — родственник, любовник или коллега. Вдвойне досадно, если он — специалист по менталке.
Не, про КПТ-шников, где такая херня ещё от Бека идёт не в качестве предупреждения о границах применимости, а как, блядь, метод, я молчу.
Но другие-то нихрена не лучше. Включая автора этих строк (спасибо клиентам, которые тыкают меня носом в такие случаи, стараюсь учиться, но обезьяна я такая же точно, как и все остальные).
Я могу понять это явление: сталкиваться с беспомощностью никому не хочется, но это объяснение не является оправданием.
Поэтому зачастую травматики предпочитают скрывать подобные акты свершений, и правильно делают! Зачем говорить о том, что у тебя что-то когда-то получилось, если с высокой вероятностью это приведёт к тому, что тебя достаточно быстро за это стукнут?
Именно поэтому, а не в силу мифического «депрессивного настроя» многие из них (нас, чего уж там) говорят своим мозгоправам о том, что у них никогда ничего не получалось.
Конечно, блин, он сидит такой в белом халате (или его эквиваленте) с короной на башке и, глядя с хитрым прищуром, говорит вкрадчиво: «Но у тебя же получалось хоть что-то, давай посмотрим на этот опыт».
Вот тут-то и пригождаются автозамены, описанные чуть выше: трансляция сообщения в «так, сейчас ты откроешься, а я пиздану со всей дури» делает реакции и эмоции, вызываемые им, более целесообразными с т.з. обеспечения безопасности.
А безопасность — которая настоящая, которая включает в себя и безопасность интенции к реализации — важна. Действительно важна, и уж явно имеет приоритет над чьим-то желанием открыть тебя, чтобы удобнее было ударить.
Виталий Лобанов
Достаточно скептически относится к психологии и смежным дисциплинам, искренне считая, что имеет на это все основания.
Не имеет определённой профессиональной принадлежности, одинаково не доверяя гештальтистам, КПТ-шникам, психоаналитикам и даже бихевиористам. Однако в работе считает возможным использование наработок из любых (ну, может быть, кроме совсем уж эзотерических) направлений.
Имеет опыт пребывания в психиатрическом стационаре, с последующим самостоятельным преодолением последствий этого самого опыта. Работает онлайн, иногда пишет довольно упоротые тексты на этом сайте.
Запись на консультацию к Виталию доступна по ссылке: bootandpencil.com/schedule-appointment/