Агрессия людей с пограничным расстройством личности

Блог

Одним из элементов стигмы относительно людей с пограничным расстройством личности является утверждение о том, что любой «пограничник» обязательно и непременно будет агрессивным (часто приходится сталкиваться с усиленной версией формулировки: «неадекватно агрессивным»).

Попробуем немного разобраться с этим. Данные о том, что люди с ПРЛ действительно более склонны к агрессивному поведению, существуют [1].

Более того, если смотреть по самоопросникам, можно найти подтверждение тезиса о том, что агрессивны они потому, что некоторый уровень гневливости и раздражительности у них является чертой характера [1].

Однако «в действительности всё бывает далеко не так, как на самом деле», и именно с этим феноменом мы сталкиваемся в данном случае. Казалось бы, научное исследование, криминалистика, все дела.

А что на самом деле? А на самом деле — смотрели на результаты опросниковвсе врут!»), а объективные данные были по выборке людей с антисоциальным, но НЕ пограничным РЛ.

Авторы, отдать им должное, признают методологический косяк и говорят прямо, однако кто читает дальше эбстракта?

Более позднее исследование [2] выглядит интереснее: авторы уже не исходят из позиции априорного принятия идеи о том, что «пограничники» имеют более скверный характер, и задаются правильным вопросом: а какие именно механизмы делают их агрессивными?

И да, тут тоже есть методологическая слабость в том, что опять опросники, но сам подход более взвешенный.

Чего они в итоге намеряли? А то, что для «пограничников» характерна не столько сама по себе агрессия, сколько сложности с регуляцией эмоций.

Если в статистическую модель ввести параметр выраженности синусовой аритмии, связь между выраженностью симптомов ПРЛ и агрессией потеряет значимость.

Казалось бы, причём тут вообще синусовая аритмия, которая про сердце, а не про психику?

А при том, что она (не сама, конечно, она у всех есть, а её специфические характеристики) является [3] достаточно надёжным показателем наличия сложностей с регуляцией эмоций (и кандидатом в биомаркеры функциональных нарушений работы префронтальной коры, так-то!).

В этом же исследовании показано, что агрессия у «пограничников» скорее реактивнаяменя ткнули, я ответил»), нежели проактивная («чистая агрессия ради агрессии»).

Согласитесь, теперь картина несколько отличается: перед нами уже не монстры с «плохим характером», а люди, которые гиперчувствительны к воздействиям извне, да ещё и имеют биологически обусловленные сложности с тем, чтобы сдерживать свой эмоциональный ответ [4].

Кстати, мужчины в этом смысле в худшем положении: у них нисходящие контролирующие пути из префронталки в лимбику хуже (не вообще, а в случае ПРЛ) работают [5], однако не следует считать их принципиальными агрессорами, поскольку данные визуализации показывают, что они таки стараются сдерживаться, и стараются сильно (сильнее, чем женщины в среднем), просто не получается.

Наконец, давайте посмотрим, о какой именно агрессии идёт речь, если мы говорим о людях с ПРЛ:

Есть неплохое отечественное исследование («неплохое» в смысле того, что не сильно хуже по методологии, чем то, что в среднем делают по теме личностных расстройств) [6], таблица из которого приведена выше.

Так вот, согласно его результатам, у «пограничников» повышены показатели «пассивной агрессии» — косвенная агрессия и раздражение: могли бы и сами догадаться, если б были способны хоть немного задуматься перед! Охренеть, какие ценные выводы! Вы ещё напишите, что трава, блин, зелёная!

И ещё один забавный факт напоследок: мужчины более чувствительны к отвержению, чем женщины [5] (хотя часто и не признаются в этом), а если принять во внимание ещё и то, что у них ниже способность контролировать агрессию, то становится понятным, почему именно Отелло душил Дездемону, а не наоборот.

Литература

1. Kolla, N. J., Meyer, J. H., Bagby, R. M., & Brijmohan, A. (2016). Trait Anger, Physical Aggression, and Violent Offending in Antisocial and Borderline Personality Disorders. Journal of Forensic Sciences, 62(1), 137–141. doi:10.1111/1556-4029.13234

2. Thomson, N. D., & Beauchaine, T. P. (2018). Respiratory Sinus Arrhythmia Mediates Links Between Borderline Personality Disorder Symptoms and Both Aggressive and Violent Behavior. Journal of Personality Disorders, 1–16. doi:10.1521/pedi_2018_32_358

3. Beauchaine, T. P. (2015). Respiratory sinus arrhythmia: A transdiagnostic biomarker of emotion dysregulation and psychopathology. Current Opinion in Psychology, 3, 43–47. doi:10.1016/j.copsyc.2015.01.017

4. Newhill, C. E., Eack, S. M., & Mulvey, E. P. (2012). A Growth Curve Analysis of Emotion Dysregulation as a Mediator for Violence in Individuals with and without Borderline Personality Disorder. Journal of Personality Disorders, 26(3), 452–467. doi:10.1521/pedi.2012.26.3.452

5. Herpertz, S. C., Nagy, K., Ueltzhöffer, K., Schmitt, R., Mancke, F., Schmahl, C., & Bertsch, K. (2017). Brain Mechanisms Underlying Reactive Aggression in Borderline Personality Disorder—Sex Matters. Biological Psychiatry, 82(4), 257–266. doi:10.1016/j.biopsych.2017.02

6. Рагозинская В.Г. (2018). Сравнительный анализ показателей агрессивности при различных типах расстройств личности. Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, 3 (1 (20)), 16-21.

Виталий Лобанов

Достаточно скептически относится к психологии и смежным дисциплинам, искренне считая, что имеет на это все основания.

Не имеет определённой профессиональной принадлежности, одинаково не доверяя гештальтистам, КПТ-шникам, психоаналитикам и даже бихевиористам. Однако в работе считает возможным использование наработок из любых (ну, может быть, кроме совсем уж эзотерических) направлений.

Имеет опыт пребывания в психиатрическом стационаре, с последующим самостоятельным преодолением последствий этого самого опыта. Работает онлайн, иногда пишет довольно упоротые тексты на этом сайте.

Запись на консультацию к Виталию доступна по ссылке: https://calendly.com/vitaliy_lobanov/