В индустрии душевного здоровья и смежных «помогающих профессиях» сложилось несколько странное отношение к «психотическим феноменам».
Некоторые психологи в принципе отказываются работать с людьми, находящемся на психотическом уровне организации личности, некоторые специалисты искусственно стараются «впихнуть своих клиентов в нормальность», кто-то просто избегает обсуждения аспектов, касающихся контакта с «первичным процессом».
О чём здесь хотелось бы сказать: во-первых, «психотическое» не означает «психоза» (в клиническом смысле). Одно вполне может быть связано с другим, но связь там скорее корреляционная, а не причинно-следственная.
Во-вторых, не каждый психотик (по уровню организации) всегда и непременно будет в психозе.
Обратное также верно: не каждый человек, испытывающих психотические переживания (или даже актуально находящийся в психозе) является психотиком по уровню организации.
Примером, иллюстрирующим первое утверждение, модет быть человек, имеющий расстройство шизофренического спектра, но находящийся в стабильной ремиссии.
Примером второго (пусть не таким позитивным, но зато достаточно иллюстративным) является человек в состоянии наркотического опьянения (не рекомендуем к использованию, наркотики незаконны).
К сожалению, всё ещё актуальным является публицистическое утверждение о том, что не каждый психоз имеет отношение к расстройствам шизофренического спектра (специалисты давно уже знают о существовании, например, психотической депрессии, но широкая публика продолжает ассоциировать психотические феномены исключительно с шизофренией).
Разумеется, психоз не та штука, которую стоило бы романтизировать. Бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение, потеря способности ориентироваться во времени, пространстве и собственной личности — не самые приятные и полезные вещи.
Но есть одно «но»: крайне целесообразно разделять собственно патологический психотический процесс (тут — уже к психиатру) и некоторые адекватные (пока без точного определения) проявления психотического.
Одним из подходов к пониманию психотических процессов является их рассмотрение в качестве некоторого «прорыва неосознаваемых (психоаналитики прямо говорят — «бессознательных») процессов в область сознания».
Мощные, многомерные, захватывающие внимание пласты психической деятельности бывают (в норме) скрыты от обыденного сознания, которое просто не готово к прямому столкновению с ними.
И когда они выходят на поверхность, это самое сознание зачастую просто не имеет навыков корректной работы с ними.
В некотором смысле не случайно то, что в фазе продрома психотические эпизоды ассоциируются с сильными чувствами: это может быть тревога (как правило, речь идёт всё же о ней), либо отображение на чувственную сферу тех механизмов, с помощью которых психика пытается с ними справиться (ажитация, увлечённость некоторой идеей и т.п.).
Здесь и начинается самая интересная часть: согласно одной из моделей, сознание, неспособное интегрировать эти переживания во всей их полноте, просто чтобы справиться с нахлынувшими ощущениями, включает режим «упаковки» этих переживаний в привычные категории.
Неопределённая, недифференцированная тревога слишком сложна для непосредственного проживания: её хочется перевести в определённый и более понятный страх.
Отсюда и возникают (впрочем, строго говоря, это лишь одно из возможных объяснений) бредовые идеи и галлюцинации: психика непонятное страшное пытается сделать страшным, но понятным (и оттого не таким пугающим).
Соответственно, в некоторых случаях (помимо обращения за медикаментозной терапией к врачу-психиатру, здесь важно сказать о том, что я ни в коем случае не призываю к отказу от врачебной помощи) имеет смысл не пытаться подавлять эти проявления в себе, не ограничиваться стратегиями отрицания своих чувств (всё равно не получится) и переключения внимания, а стараться составить подходящий словарь, взрастить достаточно мощную семантическую систему, способную вместить эти переживания.
Идея далеко не нова: психоаналитики со всеми своими (порой ненаучными, порой — откровенно странными) техниками и идеями именно этим и занимались. А до этого — священники и шаманы.
Однако несмотря на отсутствие новизны, подход не теряет актуальности.
А в качестве бонуса от интеграции в сознание этих до некоторых пор неосознаваемых, до-логических (а местами и до-вербальных) процессов достаточно часто можно получить развитие творческих способностей, мотивации, чувства витальности и многих других, достаточно положительно воспринимаемых социумом, штук.
Именно поэтому я призываю (не отрицая медикаментозную терапию и не претендуя на универсальность применения данной идеи) не давить психотическое, по крайней мере, там, где это возможно.
Оно, конечно, страшное, но там много ценного сокрыто.
Виталий Лобанов
Достаточно скептически относится к психологии и смежным дисциплинам, искренне считая, что имеет на это все основания.
Не имеет определённой профессиональной принадлежности, одинаково не доверяя гештальтистам, КПТ-шникам, психоаналитикам и даже бихевиористам. Однако в работе считает возможным использование наработок из любых (ну, может быть, кроме совсем уж эзотерических) направлений.
Имеет опыт пребывания в психиатрическом стационаре, с последующим самостоятельным преодолением последствий этого самого опыта. Работает онлайн, иногда пишет довольно упоротые тексты на этом сайте.
Запись на консультацию к Виталию доступна по ссылке: bootandpencil.com/schedule-appointment/